1. Эффект Меркурьева: портрет ученого, преподавателя и руководителя 

 

Т.Р. Шарипов, С.Л. Яковлев

 

Введение

«…человек может быть талантлив и в науке, и как администратор. Это то, что психологи называют „креативные способности“»1.

 

Есть люди, своеобразие личности которых сложно ухватить, банальная логика фактов не укладывается в масштабность задач, которые они решили. Одним из таких людей был Станислав Петрович Меркурьев (1945 - 1993), академик РАН, доктор физико-математических наук, профессор, заведующий кафедрой вычислительной физики, ректор Санкт-Петербургского университета в 1985-1993 гг.

Как человек стремительной судьбы, за свою сравнительно недолгую жизнь Станислав Петрович сумел достичь многого - и в науке, и в своей организаторской деятельности он был новатором. Много было сказано и написано в Университете о Станиславе Петровиче как о выдающемся руководителе, талантливом ученом и замечательном человеке. Настоящая работа посвящена 65-летию со дня рождения С.П. Меркурьева и ставит своей целью в очередной раз подчеркнуть многогранную деятельность Станислава Петровича. Выбор материала в основной своей части посвящен трем генеральным направлениям деятельности Меркурьева как ученого, преподавателя и руководителя и основан на материале публикаций [1-8].

Раздел 2 освещает путь Меркурьева С.П. как талантливого и результативного ученого, специалиста в области математической и вычислительной физики. Здесь мы узнаем, как, казалось бы, случайные факты его биографии определят будущее несомненного авторитета в научном мире, классическими работами которого стали исследования по квантовой теории систем нескольких частиц [1], а созданная им первая в СССР кафедра вычислительной физики [2] развивается и продолжает воплощать в жизнь его научные идеи.

Раздел 3 освещает путь Меркурьева С.П. как выдающегося ректора, которому удалось не только сохранить своеобразие Петербургского университета в период критических перестроечных перемен, но и возвысить его статус в стране и Европе. Международное признание заслуг Меркурьева подтверждено избранием его одним из руководителей Постоянной Конференции Ректоров Европейских университетов и Вице-Президентом  Евро-Азиатской Ассоциации университетов.

 Наконец, разделы 2, 5, 6 посвящены тому, каким знали Меркурьева С.П. те, кто с ним учился, работал, а также наблюдал со стороны, с какой видимой легкостью Станиславу Петровичу удавалось ломать баррикады предрассудков и заблуждений в себе самом и окружающих.

Меркурьев С.П. был самым молодым деканом за всю историю физического факультета, одним из самых молодых профессоров, самым молодым из более чем девятисот ректоров советских университетов На первый взгляд кажется, что Станиславу Петровичу все, к чему бы он ни прикоснулся, удавалось легко и без усилий. Надо ли говорить, что на самом деле за всеми его успехами стоял огромный непрекращающийся труд!

1. Семья и школьные годы

Станислав Петрович Меркурьев родился в последние дни Великой Отечественной войны, накануне Победы — в субботу 28 апреля 1945 года, в северном Казахстане, в с. Федоровка Кустанайской области. Там жила его мать, Дарья Георгиевна (урожд. Ещенко, 1922 г. р.), служившая на расположенном неподалеку военном аэродроме. Отец, Петр Петрович Меркурьев (1916–1986), родом из деревни Никитиха Новодугинского района Смоленской области, был боевым летчиком, награжден орденом Красной Звезды и рядом медалей. (Похоронен в Ленинграде).

Станислав Петрович был первым (через шесть лет родилась сестра Галина, ныне доцент СПбГУ) и «победным» ребенком в семье двадцатидевятилетнего военного летчика и молодой аэродромной служащей. Этот победный потенциал С.П. Меркурьев пронес через всю свою сравнительно недолгую жизнь, он проявлялся в его делах и свершениях.

В связи с переводом отца по службе семья часто переезжала из одного города в другой, побывала и в ГДР, где жили в городах Лерц, Финов, Фюрстенберг и Цербст. Поэтому, в детстве Меркурьеву пришлось сменить одиннадцать школ различного уровня подготовки. В первый класс он пошел в Батуми в 1952 году, затем переехал к деду Георгию Петровичу и бабушке Полине (по материнской линии) и учился по месту своего рождения — в с. Федоровка (1953–1954), две школы сменил в Липецке (1954–1955), четыре — в Германии, в городах Финов (1955–1956) и Фюрстенберг (1956–1960), и три — в Ленинграде (1960–1962).

Как все в то время, Станислав в 1954 году стал пионером, в январе 1960 года вступил в ряды ВЛКСМ. За время пребывания в школе имел пионерские и комсомольские нагрузки: во 2–4 классах был председателем совета отряда, в 5–7 классах — членом совета дружины, в 9–10 классах — членом комитета комсомола школы. В школе изучал немецкий язык, который и так хорошо знал.

В Ленинграде семья из четырех человек жила по адресу: Южное шоссе (позднее ул. Червонного казачества), д. 158. отец Петр Петрович, подполковник в отставке, работал инженером на Кировском заводе, мать Дарья Георгиевна была домохозяйкой, сестра Галина училась в 5 классе 457-й школы. Отец зарабатывал неплохо, общий доход семьи составлял 300 руб. в месяц (из автобиографии С.П.Меркурьева. 25 июня 1962 года.)

Чтобы окончить именно десятилетку (тогда, при Н.С. Хрущеве, происходил переход на 11-летнее обучение в средней школе), Станиславу приходилось специально ездить из Автово в школу-интернат № 52 Невского района (1961–1962), хотя рядом с домом тоже была школа, но с уже с 11-летним сроком обучения. Станислав тратил лишнее время на поездки, чтобы в итоге сберечь год. «За время обучения в школе № 52 с сентября 1961 года показал себя дисциплинированным, прилежным учеником. Принимал участие в общественной жизни школы и класса. Занимался в спортивных секциях и участвовал в спортивных соревнованиях. В общении с товарищами и старшими был вежлив, выдержан, тактичен». (Из школьной характеристики, подписанной классным руководителем Дмитриенко. 23 июня 1962 года.)

Станислав был энергичным, любознательным и настойчивым в получении знаний и расширении своего кругозора. Особенно много внимания уделял физике и математике. Участвуя в олимпиаде Ленинграда по физике в 1960–1961 учебном году, он получил диплом первой степени. В 1961–1962 учебном году участвовал в третьем туре олимпиады Ленинграда по физике. Еще школьником занимался в физическом кружке при ЛГУ. Окончив школу со всеми пятерками, золотой медалью «За отличные успехи в учении, труде и за примерное поведение», получил аттестат о среднем образовании № 234478 (выдан в субботу, 23 июня 1962 года). В нем было записано: «Настоящий аттестат дает его владельцу право поступления в высшие учебные заведения Союза ССР». Через день Меркурьев воспользовался этим правом.

2. Путь ученого: до самой сути

Когда впервые возник вопрос – “почему?” – он, конечно не помнит. Станиславу Петровичу кажется, что существовал всегда. Всегда хотелось узнать: почему..?

За каждым следующим ответом вырастал лес новых вопросов – так в сказке множились отрубленные головы дракона. Жажда знаний не утомлялась – напротив, усиливалась, распалялась. Конец 50-х – время взрыва интереса к физике и к точным наукам вообще. Время, когда название специальности означало гораздо больше – принадлежность к лагерю единомышленников: “физиков” против “лириков”. Время открытий, в том числе главного – открытия себя.

В восьмом классе Стас “заболел” радиолюбительством. Часами паял усилители, каскады, гетеродины. Трехламповый приемник, вдруг оживший в его руках, внушил уверенность: “Могу!” Главным для него уже тогда был не вопрос “как?”, а “почему?”. Важнее было понимать причины процессов, происходящих в тех же радиолампах и сплетениях проводов, а не выстраивать все более и более сложное “здание” из конденсаторов, катушек индуктивности и резисторов. Школьные и городские олимпиады помогли Стасу: воспитывали парадоксальный способ мышления, ясность рассуждений и выводов. А общение с увлеченными студентами в физическом кружке при ЛГУ, где он занимался десятиклассником, не только давало массу новых знаний, но и шлифовало рождающиеся научные интересы, помогало определиться с выбором своей “терра инкогнита” на планете Физика.

Нестандартность личности юного Меркурьева уже в годы школьничества-студенчества подчеркивается следующими достижениями:

Дальше была аспирантура, работа, защита кандидатской, затем докторской диссертаций, профессорство, ректорство и забота об университете. И наука, наука, наука… словом, напряженная, ответственная взрослая жизнь. И редкие минуты отдыха.

2.1. Студенчество

Утром в понедельник 25 июня 1962 года (первый рабочий день после получения школьного аттестата зрелости - Станислав Петрович с детства не любил тратить время зря!) он подает заявление ректору ЛГУ с просьбой допустить его до вступительных экзаменов, и пишет автобиографию. На заявлении — резолюция, датированная тем же днем: «Допустить. 25 июня 1962 г.».

Станислав колебался между физическим и математико-механическим факультетами нашего университета. В приемной комиссии он случайно разговорился с Ольгой Александровной Ладыженской, и эта встреча определила его выбор в пользу “физфака» и специальности теоретическая физика.

В июле абитуриент С.П.Меркурьев сдает вступительные экзамены на физическом факультете ЛГУ. На «отлично» — физику (7 июля 1962 года), письменную (11 июля) и устную (16 июля) математику, иностранный язык (18 июля), а вот за сочинение (русский язык (письменно)) (22 июля) получает тройку. Наверное, расстроился. Но был зачислен в университет (Приказ № 2633 от 27 июля 1962 года).

Студентом учился Меркурьев исключительно на «отлично», включая пятерки за иностранный язык, производственную практику и дипломную работу. Единственная четверка — по «Основам электрорадиотехники». За время обучения успешно сдал 40 экзаменов (выписка из приложения к диплому).

На первом курсе Станиславу Меркурьеву повезло: занятия по математике в их группе вел прекрасный педагог и ученый Владимир Савельевич Буслаев (тогда – ассистент кафедры математической физики). Благодаря его влиянию Станислав изменил свои планы: после радиофизики увлекся матфизикой. Это направление сулило более глубокое познание фундаментальных законов строения материи. Цепочка “почему”, по-прежнему интригуя, вела за собой молодого исследователя. Вечный поиск ответов на возникающие вопросы напоминал детективный роман. Каждый новый факт, добытый “следователем”, порождал неожиданные повороты, за которыми ждали следующие факты…

Уже с середины четвертого курса Меркурьев активно работал над самостоятельной научной темой в области квантово-механической теории рассеяния. Однажды на спецсеминаре он сделал обычный доклад с разбором статьи московского математика по проблеме вычисления третьего вириального коэффициента. Обсуждение ее в группе студентов было бурным и привело к неожиданному выводу: ученый ошибся. Решение, которое он предлагал, было справедливым только в частном случае. Более общему обьяснению свойств неидеальных газов и описанию через характеристики их молекул Меркурьев посвятил свою дипломную работу, а затем и кандидатскую диссертацию. Чтобы объяснить явление в деталях, до самой сути, нужно было исследовать его самостоятельно. Из стремления понять сущность описанного родилась своя задача.

К концу пятого курса зам. декана В.И. Вальков и секретарь комитета ВЛКСМ Е.П.Миронов подписывают характеристику на C. Меркурьева, из которой следует, что за время пребывания на физическом факультете он зарекомендовал себя отлично успевающим студентом, проявил хорошие математические способности, высокую работоспособность и большую склонность к научной работе. К пятому курсу им были получены интересные результаты, представляющие научный интерес и заслуживающие публикации. И в завершение: «С.П. Меркурьев может быть рекомендован в аспирантуру».

Решением Государственной Экзаменационной комиссии от 30 декабря 1967 года (тоже в субботу, как и в день вручения аттестата зрелости) Меркурьеву С.П. присвоена квалификация физика (математическая физика) и выдан диплом с отличием № 464638 (Регистрационный № 1666), как полагается — за тремя подписями (председателя Государственной экзаменационной комиссии, ректора ЛГУ и секретаря):

«Настоящий диплом выдан Меркурьеву Станиславу Петровичу в том, что он в 1962 году поступил в Ленинградский ордена Ленина государственный университет имени А. А. Жданова и в 1967 г. окончил полный курс названного университета по специальности физика.»

2.2. От аспиранта до академика

 
После получения диплома в 1968 г. С.П.Меркурьев поступает в аспирантуру, где под руководством проф. B.C. Буслаева проводит исследования квантовой проблемы трех частиц. Эта задача в те годы привлекала пристальное внимание благодаря доказательству известным математиком и физиком-теоретиком, академиком Людвигом Дмитриевичем Фаддеевым2 в 1963 г. существования и единственности решения спектральной задачи для трехчастичных гамильтонианов.

Основываясь на этих результатах, С.П.Меркурьев доказывает гипотезу Бете и Уленбека о возможности представления третьего вириального коэффициента для статистик Больцмана, Бозе-Эйнштейна и Ферми-Дирака через трехчастичную матрицу рассеяния. Полученные им представления для третьего вириального коэффициента и связанного с ним третьего группового интеграла исправляют ошибочные формулы других авторов, предполагавших, что асимптотика трехчастичной волновой функции в конфигурационном пространстве аналогична асимптотике двухчастичной волновой функции и представляется суммой плоской и сферической волн. Исследование координатной асимптотики волновых функций для системы трех частиц привело С.П. Меркурьева к обнаружению медленно убывающих слагаемых, отвечающих процессам последовательных разделенных столкновений частиц. Цикл этих работ составил основу кандидатской диссертации "Третий вириальный коэффициент, матрица рассеяния и координатная асимптотика волновой функции для системы трех частиц", которую С.П. Меркурьев защитил в 26-летнем возрасте.

За год до этого Станислав Петрович становится младшим научным сотрудником НИИ физики (НИИФ) ЛГУ (1970–1971), а после окончания аспирантуры работает ассистентом на физфаке ЛГУ (1971–1976), одновременно в 1971–1972 годах был заместителем декана факультета и стажировался во Франции, в Орсэ под Парижем и в Гренобле-6 (1973–1974). В 1976–1982 годах работал старшим научным сотрудником НИИФ ЛГУ.

Продолжая исследования, С.П.Меркурьев находит координатные асимптотики собственных функций дискретного спектра для трехчастичных гамильтонианов, разрабатывает вариационные принципы для нахождения амплитуд трехчастичных реакций и, наконец, создает в 1975 г. (совместно с C.Gignoux и A.Lavern) новую формулировку квантовой теории рассеяния для систем трех частиц, основанную на дифференциальных уравнениях Фаддеева в конфигурационном пространстве (созданию последней препятствовал неизвестный вид координатных асимптотик трехчастичных волновых функций). Такая формулировка задачи рассеяния отличается, прежде всего, простотой численного решения и позволила ее авторам впервые рассчитать результаты упругого рассеяния и развала в задаче рассеяния нейтрона на связанном состоянии нейтрона и протона на основе безмодельного решения проблемы трех тел. Этими исследованиями было положено начало применения в малонуклонной физике одного из самых эффективных методов численного решения задачи трех тел — метода дифференциальных уравнений Фаддеева в координатном пространстве [1].

Применение оригинальных интегральных и дифференциальных уравнений Фаддеева в ядерной и атомной физике было ограничено невозможностью изучения на их основе систем с дальнодействующими кулоновскими взаимодействиями между частицами и систем, в которых взаимодействие описывается граничными условиями на волновую функцию. С.П.Меркурьев берется за решение этих проблем. В 1978 г. он создает теорию рассеяния для трех заряженных частиц и в 33 года защищает докторскую диссертацию "Квантовая теория рассеяния для системы трех заряженных частиц". Он доказывает существование волновых операторов, исследует строение резольвенты оператора энергии для системы трех заряженных частиц, координатные асимптотики волновых функций, доказывает теорему полноты, вводит модифицированные дифференциальные уравнения Фаддеева и формулирует граничные задачи для них, отвечающие физическим волновым функциям. Эти результаты дают математическую базу для многочисленных приложений модифицированных уравнений Фаддеева к расчетам рассеяния в трехчастичных системах с участием заряженных частиц, выполненных С.П.Меркурьевым с учениками.

Накопленный опыт решения математических проблем квантовой задачи трех тел позволяет С.П.Меркурьеву совместно с С.Л.Яковлевым обобщить метод дифференциальных уравнений Фаддеева на системы произвольного числа частиц, исследовать структуру главных сингулярностей резольвенты оператора энергии системы N тел, и на ее основе описать координатные асимптотики волновых функций, описывающих рассеяние и реакции в системах взаимодействующих кластеров. Это привело к созданию дифференциальной формулировки задачи рассеяния для системы N тел, обладающей всеми достоинствами трехчастичных уравнений Фаддеева. На основе такой формулировки в 1984 г. были выполненены первые безмодельные расчеты четырехнуклонных систем (совместно с С.Л.Яковлевым и К.Жиню).

1980-1993 гг. — годы напряженной работы С.П.Меркурьева как над решением математических проблем квантовой механики, так и над приложениями теории к конкретным задачам ядерной и атомной физики. Совместно с А.К.Мотовиловым создана теория рассеяния для трехчастичных систем с сингулярными взаимодействиями, задаваемыми граничными условиями. Совместно с А.А.Квицинским исследованы околопороговые сингулярности амплитуд рассеяния для систем нескольких частиц с медленно убывающими потенциалами. Совместно с А.А.Квицинским и В.В.Кострыкиным разработано представление полного момента для трехчастичных уравнений Фаддеева, построена математическая теория эффекта Штарка. Совместно с Ю.А.Купериным, А.А.Квицинским, В.В.Кострыкиным и Ю.Б.Мельниковым дано математическое обоснование адиабатических представлений трехчастичных волновых функций, порождаемых различными координатными редукциями трехчастичного гамильтониана. Совместно с Д.М.Латыповым, Ю.А.Купериным, А.А.Квицинским, С.А.Немнюгиным, Е.А.Яревским выполнен огромный объем работ по численному решению задач малонуклонной физики, физики адронов, мезомолекулярной физики. Это годы создания научной школы, к которой принадлежат доктора физико-математических наук Ю.А.Куперин, А.А.Квицинский, А.К.Мотовилов, С.Л.Яковлев, кандидаты физико-математических наук,  Д.М.Латыпов, Ю.Б.Мельников, В.В.Кострыкин, С.А.Немнюгин, Е.А.Яревский, И.Н.Филихин.

В 1985 году вместе с Л.Д.Фаддеевым издал книгу «Квантовая теория рассеяния для систем нескольких частиц» [1].

Научные заслуги Станислава Петровича были высоко оценены научным сообществом, и 23 декабря 1987 года он избирается членом-корреспондентом АН СССР по Отделению математики, а 7 декабря 1991 года — академиком РАН по секции математики, механики, информатики (математика). Он был Почетным академиком Королевской Академии наук и искусств г. Барселона (Испания, 1985), Почетным доктором Университета Брюнел (Лондон, Великобритания, 1991), калифорнийского университета (США), ряда других ведущих зарубежных университетов, почетным гражданином Болоньи (Италия). Был награжден Знаком Почета.

Знаменитый математик, академик Людвиг Дмитриевич Фаддеев, который много лет назад оппонировал кандидатской диссертации Меркурьева, вспоминал о Станиславе Петровиче так: «Станислав вышел из очень хорошей семьи. Он был выпускником знаменитой кафедры математики Смирнова и Фока, которая впоследствии стала кафедрой высшей математики и математической физики, воспитан в духе этой кафедры. Вычислительное образование он получил во Франции, в 1974 году, во время стажировки в Парижском университете».

 

3. Путь преподавателя: универсанты помнят его улыбающимся

 

В 1982 году Меркурьев становится профессором кафедры математической физики (1982–1984), а с 1984 года — заведует основанной им кафедрой вычислительной физики. (В минувшем году она отметила свое двадцатипятилетие.) Были организованы также филиалы кафедры в Институте ядерной физики им. Б.П.Константинова АН СССР и в Институте аналитического приборостроения АН СССР. Благодаря Станиславу Петровичу Меркурьеву физический факультет университета оказался подготовленным к появлению и широкому распространению персональных компьютеров.

Как замечательный педагог, Станислав Петрович воспитал группу хороших специалистов в области физики  систем нескольких частиц. Своими воспоминаниями о Станиславе Петровиче, как о преподавателе, учителе и ученом, делится Сергей Леонидович Яковлев, доктор физико-математических наук, профессор, заведующий кафедрой вычислительной физики: “Мне посчастливилось быть студентом, дипломником и аспирантом Станислава Петровича Меркурьева, а затем сотрудником и заместителем заведующего кафедрой вычислительной физики, которой Станислав Петрович руководил с момента основания и до своей внезапной кончины” [8].

3.1. Яковлев С.Л. Эпизод 1. Знакомство

В 1975 году моим первым занятием на Физическом факультете был семинар по математическому анализу. В аудиторию стремительно «ворвался» преподаватель и буквально с первых минут полностью захватил наше внимание. Он очень энергично и, я бы сказал, с некоторым упоением объяснял, как разбираться в премудростях вычисления кратных интегралов. Материал был совершенно новый, но благодаря энергии, вложенной в его изложение, воспринималось все на удивление легко. Полтора часа пролетели, как пять минут. После занятия я почувствовал, что получил серьезный заряд энергии.

В таком режиме проходили и все последующие занятия ассистента С.П.Меркурьева. Конечно, со временем стало ясно, что все это получается благодаря тому, что Станислав Петрович на каждом занятии выкладывался на все сто процентов. Но и эффект от этого был для студентов группы весьма заметный — практически все не имели проблем с курсом математического анализа во время экзаменационной сессии.

Для меня лично это время стало началом многолетнего сотрудничества со Станиславом Петровичем — он предложил мне начать заниматься научной работой под его руководством, с чем я сразу согласился. В течение всех последующих лет учебы и совместной научной работы мне вновь и вновь доводилось ощущать поток энергии, исходящей от Станислава Петровича, которой он так щедро делился с окружающими и со своими учениками.

3.2. Яковлев С.Л. Эпизод 2. Энциклопедия

В конце 80-х в стране было бурное время политических и экономических перемен. Станислав Петрович Меркурьев, как Ректор Ленинградского университета и член-корреспондент АН СССР, был вовлечен в решение множества разнообразных вопросов как университетской, так и академической жизни. В этот период в течение нескольких недель мы со Станиславом Петровичем работали над циклом из двадцати пяти статей по квантовой теории рассеяния для «Энциклопедии математической физики», выходившей под редакцией академика Л.Д.Фаддеева. Работу надо было сделать быстро, так как редакцией были поставлены достаточно жесткие сроки.

В принципе, эту работу Станислав Петрович мог бы полностью переложить на своих сотрудников, однако его принципиальной позицией было обязательное личное участие во всех этапах работ, включая написание текстов.

Мне довелось участвовать в этой работе как соавтору. Обычно я приходил к девяти утра с подготовленными материалами по очередной статье и до того, как появятся первые посетители в ректорском кабинете, мы успевали провести первые обсуждения текста. Затем начиналась ректорская работа — посетители, совещания, советы и так далее. В течение этого времени я работал над текстом, оформляя на бумаге то, что мы успели обсудить, а также выверяя в библиотеке необходимые ссылки на первоисточники.

И как только выдавалась свободная минута, Станислав Петрович включался в работу над текстом, как будто и не было перерыва на выполнение ректорских обязанностей. Практически всегда к очередному включению у него были готовы предложения по структуре и содержанию того фрагмента, над которым мы трудились. Это означало, что работа над текстом очередной статьи не прерывалась и шла в параллель с другой выполняемой работой.

Заканчивался такой рабочий день не раньше восьми вечера. О том, чего стоило работать в таком режиме, я задумался позже…

3.3. Яковлев С.Л. Эпизод 3. «Mercure, ca tourne»

В 1990 году я получил возможность стажироваться в лаборатории теоретической физики Университета Париж-11. Попал я в эту лабораторию, конечно, не случайно, а благодаря тому, что до меня в ней прошел стажировку Станислав Петрович. Поэтому моя кандидатура как ученика С.П.Меркурьева французской стороной была сразу одобрена.

Прибыв на место стажировки, я встретил чрезвычайно доброжелательное отношение сотрудников этой лаборатории ко мне. Довольно быстро стало ясно, что это эффект Меркурьева. За время стажировки в 1973–74 годах своим уровнем компетенции, стилем научной работы и в особенности своей энергией он произвел на научный коллектив лаборатории такое сильное положительное впечатление, что впоследствии для сотрудников этой лаборатории принадлежность к научной группе Меркурьева была безусловным знаком качества.

У французов даже сложился каламбур, который остался в ходу на долгие годы: «Mercure, ca tourne». Вновь проявился все тот же феномен чрезвычайной работоспособности и эффективности С.П.Меркурьева.

3.4. Яковлев С.Л. Эпизод 4. Научный семинар

Научный семинар по квантовой теории рассеяния для систем нескольких частиц был организован С.П.Меркурьевым в начале 80-х. Сначала этот семинар работал на Физическом факультете, а затем, после избрания С.П.Меркурьева Ректором, заседания семинара проходили по четвергам в Главном здании Университета. Мы, участники семинара, собирались у ректорского кабинета и зачастую начинали обсуждение интересующей проблемы (порой достаточно горячие) еще до того момента, как Станислав Петрович освобождался к регулярному времени начала семинара.

Когда же Станислав Петрович выходил к нам, семинар часто начинался прямо в коридоре, так как представлялось очень расточительным не использовать для обсуждений время, необходимое для того, чтобы дойти до аудитории, в которой разворачивались основные дискуссии. В таком режиме семинар работал вплоть до самых последних дней жизни С.П.Меркурьева. Последнее заседание семинара состоялось 13 мая 1993 года. А 18 мая С.П. Меркурьева не стало…

 

4. Путь руководителя: расширяя горизонты

«О его гигантской работоспособности знают все. Он мог держать в голове одновременно уйму дел, и при этом, в процессе работы над одним из них, продвигаться в решении других. На современном компьютерном языке это называется многозадачный процессор» 3.

 

С.П. Меркурьев имел ярко выраженный общественный темперамент. Как хороший организатор общественной работы, активно участвовал в комсомольской жизни факультета: был политически грамотным студентом, разбирался во внешней и внутренней политической обстановке, являлся членом факультетского комитета ВЛКСМ. В 1963–1964 учебном году студент Меркурьев начал работать со школьниками, эту работу продолжил и в 1964–1965 учебном году в качестве ответственного за работу физических кружков для школьников на факультете. Его деятельность в этом направлении носила весьма плодотворный характер, им был внесен ряд положений, активизировавших работу кружков. Станислав принимал также деятельное участие в проведении олимпиад и улучшении правил приема на факультет.

Обладал трудолюбием и большим чувством ответственности за порученное ему дело. Принимал участие во всех летних стройках факультета: летом 1962 года — в Яшино, летом 1963 года — в Киришах, летом 1964 года — в Сясьстрое.

В характеристике на третьекурсника С.П.Меркурьева, подписанной заместителем декана физического факультета доцентом В.И.Вальковым и секретарем комитета ВЛКСМ (фамилия не указана), говорится: «Принимая во внимание все вышеизложенное, мы считаем, что Станислав Петрович Меркурьев достоин получения Ленинской стипендии». После окончания университета (учетная карточка студента № 620157), в том же году вступил в партию (партбилет № 00178241).

В аспирантские годы Станислав Петрович начал работать в деканате куратором студенческого курса, потом замдекана. Последние тринадцать лет жизни — годы большой научно-организаторской работы. В 1980 г. тридцатипятилетний доктор наук СП. Меркурьев избирается деканом физического факультета. В учебном плане факультета того времени явно недостаточно внимания уделялось компьютерным дисциплинам. С.П. Меркурьев предвидел широкое внедрение компьютеров и в экспериментальные исследования для обработки данных и управления экспериментом и в теоретические исследования для выполнения прецизионных вычислений. В 1984 г. он организует первую в СССР кафедру вычислительной физики. Идея состояла в том, что наряду с подготовкой студентов в экспериментальной, теоретической и математической физике, необходимо выстроить еще одну линию, направленную на профессиональное овладение компьютерами. Туда входили люди, которые хорошо знают квантовую механику и, одновременно, не боятся работать на компьютере.

 

4.1. Ректорство: международная деятельность в сложный период перестройки

 

“Когда встал вопрос о необходимости поиска нового ректора в 1986 году, у меня с первой же минуты не было сомнений, что человека более достойного нет, потому что я тогда уже убедилась, насколько широко смотрит на вещи Станислав Петрович” 4.

 

 

По странному стечению обстоятельств, а может быть как раз по высшей закономерности, С.П.Меркурьев был избран ректором ЛГУ, когда в стране началась перестройка. После пришел трудный переходный период с 1989 по 1993 год, ГКЧП, августовский путч: надо было постоянно ориентироваться, вести правильную политику и защищать университет.

Станислав Петрович тонко чувствовал требования времени и добивался того, чтобы Петербургский университет рассматривался как составная часть культурного наследия Европы. Не только России, но и Европы! И именно весь университет, а не отдельные какие-то специальности. Сам он считал, что у него три основные задачи. Первая - сохранить и приумножить основные традиции Петербургского университета, его базовые научные направления и сложившиеся научные школы; поддерживать и развивать новые направления и школы. Вторая - укрепить и повысить статус университета внутри страны. Показать, что Петербургкий университет – не один из многих, а единственный, уникальный, равному которому нет.  И третья – абсолютно новая, потому что никто из предыдущих ректоров не смог такого сделать в силу разных обстоятельств. То, что университет по европейскому рейтингу вошел в шестерку лучших вузов – это полностью заслуга Станислава Петровича, выведшего университет на европейский уровень и добившегося его международного признания и статуса.

Проблемы, им решаемые, были самые разные. И студенческие, и связанные с организацией кафедр, и проблемы профессоров. Станислав Петрович не перекладывал ни на кого решение острых проблем. Самые ответственные моменты и самые трудные решения он брал на себя! Так, приказ об открытии факультета менеджмента Станислав Петрович подписал сам. Причем без визы декана экономического факультета – базового факультета, который в результате приказа лишался нескольких кафедр. «Это было проявлением необыкновенного мужества, я поняла это, став ректором», – отметила Людмила Алексеевна. Потом факультет международных отношений должен был отделиться от исторического факультета. Все понимали, как трудно историческому факультету, что значили для факультета 19 лет деканства Фроянова, для которого все процессы, происходящие вокруг, были одним сплошным «погружением в бездну»… «Открытие медицинского факультета тоже было непростым решением, при том, что в городе уже есть пять медицинских вузов. Зато потом профессора этих вузов признали, что такой факультет нужен был именно в стенах классического университета. Только здесь, рядом с биологическим и химическим факультетами, можно подготовить настоящих специалистов».

Станислав Петрович сумел вынести за скобки ректорской работы партийные обязанности. Когда ему предложили войти в партком университета, он мотивировал свой отказ тем, что работа ректора и большая педагогическая загруженность не оставляют времени для обязанностей члена парткома университета. Даже по тем временам это был осознанный риск, настоящий ПОСТУПОК.

Меркурьев был самым молодым из более чем девятисот ректоров советских университетов. Его личные качества, безусловно, способствовали  тому, что наш университет был включен во многие программы. Когда начался выход советских университетов на международный уровень, европейскую общественность приятно удивило то, что ректором ЛГУ был не старый бюрократ, а молодой, обаятельный человек, который владел европейскими языками (английским, немецким, французским – совершенно свободно, мог изъясняться на испанском и итальянском), и сам говорил с собеседником, без посредничества переводчика, свободно и открыто. У Меркурьева было немало друзей среди ректоров университетов мира, и это помогало решать многие непростые вопросы. «Я не знаю других ректоров университетов мира, кого бы помнили так же, как Станислава Петровича Меркурьева», – сказала Людмила Алексеевна Вербицкая, которая вела заседание. Людмила Алексеевна особо подчеркнула идею преемственности: «То, что делает СПбГУ сегодня, было определено Станиславом Петровичем».

Благодаря ректору Меркурьеву ЛГУ освоил новую ступень развития, стал полноправным членом большого числа международных организаций. Он подписал межуниверситетские соглашения с рядом зарубежных университетов (Болонским, Миланским, Калифорнийским и др.), в рамках сотрудничества с Миланским коммерческим университетом Луиджи Боккони (Италия) основал Санкт-Петербургский международный институт менеджмента • ИМИСП (1989). Примерно по той же схеме, ставшей модельной, вскоре в сотрудничестве с Калифорнийским университетом (США) был создан и факультет менеджмента СПбГУ. При активной поддержке и участии Станислава Петровича основан Французский университетский колледж.

В 1999 г. по схожей, апробированной уже схеме университетом совместно с Бард Колледжем (США) был открыт Смольный Институт искусств и наук. Созданный через шесть лет после смерти Меркурьева, он тоже в определенной мере может быть причислен к его новаторским заслугам, учитывая, что Станислав Петрович задумывался о факультете искусств.

Заслуги С.П. Меркурьева в обновлении университетского образования отмечены избранием его в руководство Конференции ректоров Европы и вице-президентом Евро-Азиатской ассоциации университетов.

Став ректором, Меркурьев не оставлял научной работы. Раз в неделю он устраивал выездное заседание своей кафедра вычислительной физики в Главном здании, по вечерам, после полного рабочего дня.

 

4.2. Кафедра вычислительной физики

“Хорошая физика порождается хорошей математикой” 5

Станислав Петрович говорил, что хорошая физика порождается хорошей математикой, и стремился заставить глубокие математические теоремы работать в прикладных задачах физики. А практические расчеты требовали работы с компьютером. Меркурьев, став деканом физического факультета, столкнулся с настоящей проблемой – тотальной компьютерной неграмотностью студентов. Но без знания компьютерных технологий точные расчеты невозможны. Поэтому Станислав Петрович сделал все, чтобы студенты осваивали компьютер. Но вскоре он пришел к выводу, что специалистов по практическим расчетам не надо готовить на кафедре математической физики. Естественным финалом работы Станислава Петровича стало открытие первой кафедры вычислительной физики в стране, одной из самых молодых кафедр на физическом факультете университета.

С момента основания и по настоящее время основным направлением в деятельности кафедры является внедрение новейших информационных технологий и компьютерных средств в практику обучения физике и научные физические исследования. Кафедра готовит специалистов-физиков, для которых использование компьютерных технологий на профессиональном уровне является неотъемлемым элементом их деятельности. В основу образовательного процесса на кафедре положен принцип сочетания фундаментальности университетского образования с его практической направленностью, реализуемый на базе физического факультета и двух филиалов кафедры в Институте ядерной физики РАН и Институте аналитического приборостроения РАН с 1987 г.

На кафедре вычислительной физики впервые в стране был создан автоматизированный практикум по общей физике. Элементы этого практикума в настоящее время используются в различных университетах России, а также в некоторых университетах Швеции, Дании и Финляндии. Выпускники и сотрудники кафедры, продолжая деятельность в области компьютерных технологий, активно участвовали в создании российской ветви сети Internet.

Основные научные направления кафедры:

Кафедра отвечает за проведение на физическом факультете занятий по информатике. Ведется обучение современным языкам и системам программирования, в том числе работе в Internet, системам высокопроизводительных и распределенных вычислений. Поддерживаются и развиваются автоматизированный практикум по общей физике и дисплейные классы.

 

5. Эпилог

«Уверен, что международная общественность считает его самым выдающимся ректором»
Л.Д. Фадеев, академик, профессор университета

«Станислав Петрович был талантливейшим ученым и  настоящим Учителем»
С.Л.Яковлев, доктор физико-математических наук,
профессор, зав. кафедрой Вычислительной физики

«Он был настоящим байдарочником – этим все сказано. Там люди проверяются быстро»
Ю.В. Новожилов, доктор физико-математических наук,
профессор, заведующий  теоретическим отделом НИИФ

«Станислав Петрович оставался центром нашего круга до самого конца»
А.К. Мотовилов, зав. сектором ЛТФ ОИЯИ,
доктор физико-математических наук

 

Экстраординарный темп, в котором жил Меркурьев, стимулирует метафоры, от акселерации до сгорания кометы. Профессор Юрий Викторович Новожилов, доктор физико-математических наук, сравнивал его с самообучающимся механизмом из сферы системного анализа: «Он непрерывно воспринимал, непрерывно учился. И это видно по тому, как он руководил университетом». Сергей Николаевич Манида, бывший декан физического факультета, говорил так: «О его гигантской работоспособности знают все. Он мог держать в голове одновременно уйму дел, и при этом, в процессе работы над одним из них, продвигаться в решении других. На современном компьютерном языке это называется многозадачный процессор».

Но человек отличается от машины тем, что для него работа на износ фатальна. 18 мая 1993 года Станислав Петрович в возрасте сорока восьми лет умер от сердечного приступа. К этому времени у него было опубликовано более 150 научных работ в нашей стране и за рубежом. Смерть Меркурьева стала невосполнимой утратой не только для нашего университета и для России в целом, но и для Европы. Внезапная смерть прервала столь многогранную деятельность Станислава Петровича. Однако его научные идеи развиваются и продолжают воплощаться в жизнь его учениками.

На посту ректора СПбГУ С.П.Меркурьев проработал семь лет — до дня своей преждевременной кончины от сердечного приступа во вторник 18 мая 1993 г. Ему было только сорок восемь… Похоронен на кладбище в Комарове, под Петербургом.

 

 

Литература

1. С.П.Меркурьев, Л.Д.Фаддеев. Квантовая теория рассеяния для систем нескольких частиц.— М.: Наука. 1985.

2. Сайт кафедры Вычислительной физики физического факультета cph.phys.spbu.ru

3. Яковлев С.Л. Памяти С.П. Меркурьева. Вестник С.Петерб. ун-та. 1994, Сер. 4, вып. 2 (No. 11), с. 125.

4. Яковлев С.Л. Памяти Станислава Петровича Меркурьева. Теор. мат. физ. 1996, т. 107, No. 3, с. 355-358.

5. Венера Галеева. Универсанты помнят его улыбающимся. Журнал Санкт-Петербургский университет // № 20 (3644), 13 сентября 2003 года

6. А.В. Петров, И.А. Тихонов. Станислав Петрович Меркурьев: К 60-летию со дня рождения. Санкт-Петербургский государственный университет; -СПб. :Изд-во С.-Петербургского университета, 2005. - 88 с.

7. Ю.Жуков. Молодой Меркурьев: детские и студенческие годы ректора. К 60-летию со дня рождения. Журнал Санкт-Петербургский университет // № 6-7 (3695-96), 11 апреля 2005 года

8. С.Л. Яковлев. Эффект Меркурьева. Журнал Санкт-Петербургский университет // № 10 (3777), 27 июня 2008 года

 

 

1 Из интервью с женой ректора Анной Александровной Меркурьевой. 4.11.2003 года.

2 Его родители-математики — член-корреспондент Академии наук Дмитрий Константинович, который сам был замечательным музыкантом-любителем, и Вера Николаевна Фаддеевы — очень любили музыку и назвали первенца Людвигом в честь Бетховена. Однажды его мать пожаловалась: «У мальчика абсолютный слух. Мы так мечтали, что он пойдет в консерваторию, в дирижерский класс, а он выбрал физику!» (Шварц Е. Живу беспокойно...: Из дневников.— Л., 1990. С. 591).

3 Сергей Николаевич Манида, бывший декан физического факультета

4 Л.А. Вербицкая, ректор университета 1994-2008

5 Станислав Петрович Меркурьев